Skip to main content

Анатолий Осмоловский

image

Родился в Москве в 1969 году. Во время перестройки стал известен в качестве поэта. В 1989–1992 году возглавлял движение «Э. Т. И.» и занимался в основном перформансами (самый известный – выложенное телами участников группы слово из трех букв на Красной площади). В 1992 году основал арт-группу «Нецезиудик». В конце 1990-х годов занимался политическими акциями в рамках движения «Против всех».

В 1990-х Анатолий Осмоловский прибрел репутацию бескомпромиссного левака и радикала. Он был отважным акционистом: все прогрессивное человечество помнит, как он сиживал на плече бронзового Маяковского на Триумфальной площади. Организовывал молодежные массы: выкладывал слово из трех букв телами своих соратников прямо на Красной площади, с группой товарищей снимал штаны перед сожженным Белым домом, строил баррикаду на Большой Никитской к 30-летию революции 1968-го и лазил на Мавзолей с лозунгом «Против всех» в ходе предвыборной кампании 1999 года. Издавал журнал «Радек», основывал революционно-художественные организации и движения, писал манифесты, круто замешенные на марксистской риторике и философии модных французов. Боролся с засильем мирового гламура и массмедиа, проповедуя «нонспектакулярное» искусство, настолько чистое, непродажное и незрелищное, что его, как то платье голого короля, способны оценить только избранные зрители. И вот докатился. Делает объекты — искусство, воспринимаемое не только кипящим возмущенно разумом, но также зрительно и тактильно. То есть имеющее товарный вид и подлежащее продаже. Ринулся с высот левого дискурса в болото международного арт-рынка.  

Однако можно посмотреть на это иначе. Была в 1990-х такая бесшабашная банда во главе с поэтом-футуристом Осмоловским, все свои революционно-поэтические силы бросившая на создание новой художественной среды, точнее, тусовки, которая и стала их главным произведением. Но эта идея средового дизайна обесценилась в 2000-х, когда созданные более серьезными авторами тусовки вроде «Идущих вместе» и прочих «Наших» подхватили театрально-революционные приемы «Радека». Так что новые работы Анатолия Осмоловского, в сущности, и есть самый откровенный радикализм: слезть с марксистско-делезовской печи и начать наконец делать чистое, не замаранное никакой политикой искусство. Невзирая на то что политизированная художественная среда не поймет и осудит.  

Анна Толстова. Правый уклон от левого дискурса.
Коммерсантъ № 19, 07 февраля 2008.

 

Избранные выставки:

2008

Новые работы. Галерея М. и Ю. Гельман

2007

Серия «Хлеба» на выставке Documenta 12, Кассель, Германия.

2006

Плечи Элен (совместно с Виктором Алимпиевым). Stella Art Gallery, Москва.
Золотой плод Натали Саррот. Фонд «Современный город», Москва.

2005

Как политические позиции превращаются в форму. Stella Art Gallery, Москва.
Дополнительную информацию см. на сайте osmopolis.ru