Skip to main content

Тимур Новиков

image

Родился в Ленинграде в 1958 году. Умер в Ленинграде в 2002 году. В 1982 году создал группу «Новые художники». На рубеже 1980-1990 создает Новую Академию изящных искусств (НАИИ), в рамках которой провозглашает возвращение к идеалам классического искусства.

Ему было 44 года, и вот уже несколько лет он был слеп. Он потерял зрение после перенесенного энцефалита, и эта болезнь полностью изменила ландшафт художественного Петербурга. «До» в нем верховодил красивый ироничный молодой человек, рассекающий по городу на велосипеде, будто это Амстердам, и устраивающий первые рэйв-вечеринки, будто это Нью-Йорк. «После» в Питере появился полуседой бородатый гуру с палочкой и в неизменном сюртуке, происхождение которого также было мифологизировано — говорили, что это сюртук Достоевского. Его, слепого, водили под руку ученики и последователи, и этот нестарый еще «старец» продолжал держать под контролем большую часть арт-сцены северной столицы.  

Эволюция от «нового дикого», авангардиста, любимца Запада к яростному борцу с модернизмом была удивительна только для сторонних наблюдателей. Тимур Новиков во всех этих ипостасях оставался собой: художником, выстраивающим свою жизнь согласно своему искусству. Даже в том случае, когда жизнь начинает диктовать свои условия, такой художник лишь включает это в правила своей игры.  

Можно говорить о Новикове как художнике — способном, очень интересном в период неоэкспрессионизма, оригинальном в первых своих опытах неоакадемизма и безнадежно самоповторяющемся в пору расцвета своего детища. Но это будет лишь одна (и не столь уж важная) сторона его творчества. Настоящим гением он был там, где нужно было с нуля выстроить новое искусство — придумать его, снабдить персонажами и творцами, разрекламировать, разъяснить, мифологизировать. Таких проектов у него было два. Первый — «Новые художники» (а за ними и «Новые композиторы», Клуб друзей Маяковского, Свободный университет) — поставил на ноги ленивую и равно оторванную от авангарда и официоза левую культуру Ленинграда. И изобразительного искусства тут было мало: необходимо было завоевание и близлежащих полей — Сергей Курехин и «Поп-механика», Сергей Соловьев и «Асса», Виктор Цой и концерты группы «Кино».  

Второй проект — неоакадемизм. Сперва играючи, весело, потом — с упорством маньяка он вбивал в головы своих учеников и зрителей идеи о гибельности модернизма и грядущей победе классического искусства. Ученики в итоге оказались по большей части слабыми копиями, манифесты — банальными изложениями истории искусства, а групповые выставки — скучными метрами плохо нарисованных нагих и не очень тел. И все это было бы маргинальным явлением, если бы над этим не парил Тимур Новиков. 

Кира Долинина. Умер Тимур Новиков.
Коммерсантъ № 88, 25 мая 2002.

Избранные выставки:

2003

Ретроспектива. Айдан-галерея, Москва, Россия.

2002

Горизонты. Государственная картинная галерея.Калининград.
Евро-Китай. Айдан-галерея, Москва.
Палладианский полет. Государственный музей архитектуры им. Щусева, Москва.

2001

Горизонты. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

Ретроспектива. Тульский художественный музей.

Открытая студия. Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.

Утраченные идеалы счастливого детства. Айдан-галерея, Москва.

Страстотерпцы. Музей Новой Академии изящных искусств. Петербург

Ретроспектива. Тверская областная картинная галерея.

Ретроспектива. Государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, Рязань.