Skip to main content

Владимир Дубоссарский и Александр Виноградов

image

Владимир Дубоссарский родился в Москве в 1964 году. Прошел обучение в Московском художественном училище памяти 1905 года, затем – в Московском Государственном Академическом Институте им. В. И. Сурикова.

Александр Виноградов  родился в Москве в 1963 году. Прошел обучение в Московском художественном училище памяти 1905 года, затем – в Московском Государственном Академическом Институте им. В. И. Сурикова.

Работают в паре с 1994 года.

1. Эти картины продолжают критическую традицию соц-арта — подобно Комару и Меламиду, художники иронически препарируют язык соцреализма, создавая симуляции «русского» (на сей раз уже не советского). Их искусство — остроумная социологическая критика вкусов класса новых русских. Интерпретация рекомендуется для успокоения западных изданий общественно-политического профиля и совершенно не рекомендуется для доведения до сведения самих авторов, которые настаивают на своей искренней любви к изображенной ими «красоте», не видят в своем языке никакого соцреализма и вообще, подобно мольеровскому герою, не уверены, что говорят в искусстве каким бы то ни было языком. 

2. Дубосарский и Виноградов отказываются от традиции соц-арта, поскольку язык у них «не на первом плане»; они не относятся к нему аналитически, а просто пользуются им. Они вовсе не критичны, а хотят быть нужными новейшему российскому обществу и государству, с которыми идентифицируются. Несмотря на налет иронии авторы вполне искренне выражают распространенную ныне мыслительную конструкцию «у России должен быть свой путь и свой стиль, а все западное, как выяснилось, нам не подходит». Интерпретация рекомендуется для шокирования западной прессы, которая привыкла, что современный художник, по определению, критичен, а не апологетичен. Для отечественных изданий интерпретация годится, но придется обойтись без сенсаций, поскольку эти позиции мало кому покажутся экзотическими. 

3. «Массовое» и «аутентичное» искусство Дубосарского и Виноградова есть выражение кризиса современного российского художника и вообще человека, который полностью утратил координаты, но не обрел в себе личности. В состоянии катастрофической ненужности современного искусства и в России, и на Западе ему не хватает мужества найти опору именно в этой бесполезности, в своем одиноком проекте. У Дубосарского и Виноградова получается несколько печальная комедия личной ничтожности — фундаментального чувства любого субъекта, многократно усиленное спецификой российской социокультурной реальности — при том что эта же реальность создает иллюзию преодолимости конфликта и затрудняет его осознание, с которого только и может начаться подлинно ненужное творчество. Или просто жизнь, что то же самое.  

Екатерина Деготь. Жажда заказа.
Коммерсантъ  № 213, 11 декабря 1996.

Избранные выставки:

2006

Муравейники. Галерея XL, Москва.
Легкость бытия. Эллинг яхт-клуба «Буревестник», Подмосковье.

2005

StarZ. Владимир Дубоссарский и Александр Виноградов; Олег Кулик; Владислав Мамышев-Монро, АЕС + Ф. Московский музей современного искусства.

2003-2004

Москва – Берлин 1950-2000 (групповая). Martin Gropius Bau, Берлин; Государственный Исторический музей, Москва.

2003

Астраханский блюз. Галерея XL, Москва.
Our Best World. Галерея Deitch projects, Нью-Йорк, США.

The Return Of The Artist. 50-я Венецианская Биеннале (павильон России). Венеция, Италия.

2002

Davaj! Davaj! (групповая) Берлин, Германия
Современная русская живопись 1992-2002 (групповая). ММВБ и XL Галерея, Новый Манеж, Москва
Тотальная живопись. XL Галерея, Москва

2001

Dream Team (групповая). XL Галерея, Москва
How Are You , Ladies and Gentlemen? Claudio Poleschi Arte Contemporanea, Lucca, Италия

2000

Вдохновение. XL Галерея, Москва