Skip to main content

КОЛЛЕКЦИЯ

 

ИДЕЯ

Выживет ли искусство? Удастся найти магическую эссенцию искусства, волшебный порошок, оживляющий предметы?

1idea

На эти вопросы отвечает концептуализм – направление, возникшее в США, Европе и СССР на рубеже 1960-1970-х годов. Начало концептуализму положено французским художником Марселем Дюшаном. В 1915 году он обратился к созданию «ready-mades» – реальных предметов, выставлявшихся как произведения искусства. Самый известный из дюшановских «ready-mades» – писсуар под название «Фонтан», показанный на выставке в Нью-Йорке в 1917 году. Основанием для такого радикального жеста стал интерес Марселя Дюшана к базовым философским принципам искусства, его зависимости не только от содержания и формы, но и от контекста. В концептуализме, в большой степени благодаря Дюшану, огромную роль стал играть текст, который либо замещает произведение, либо комментирует его >> »

НЕОКЛАССИКА

Можно найти параллели с искусством других эпох. Но именно в «Неоклассике» речь идет о вариациях на уже известные формы.

2neokla

Раздел «Неоклассика» на выставке – один из самых обширных, что доказывает популярность направления среди современных художников. Достаточно слегка переставить акценты, и нечто универсальное превращается в высказывание о современности. Возвращение к традициям (или некоторым ее стилевым признакам) началось после бурного периода инновации 1900-1920-х годов. К 1930-м в Италии и Германии классика использовалась как государственный стиль, призванный напоминать европейским соседям о Римской империи: Гитлер и Муссолини считали, что их государства наследуют Риму. Крах фашизма явился на некоторое время и крахом неоклассики, но интерес к ней не пропадал. Одним из лучших неоклассических художников СССР послевоенного времени стал академик Дмитрий Жилинский >> »

ПАРОДИЯ

Именно с интереса к коммерческой живописи начался русский авангард. Художники объединения «Бубновый валет» чрезвычайно ценили наивно написанные вывески булочных, магазинов и мастерских. Правда, сегодня реклама поставлена на поток, и не так наивна, но и отношение у художников другое.

3parod

Массовая культура предлагает нам тысячи развлечений, а реклама – миллионы удовольствий. Если верить всему, то вся наша жизнь похожа на сказку. Мы каждую секунду должны получать смертельную дозу наслаждений от предметов повседневного обихода. Роль пародии в культуре очень важна, если понимать ее не как нечто, связанное с юмористическими передачами, а как особый жанр. Великий филолог Юрий Тынянов в начале 20 века писал: «Обнажение условности… – огромная эволюционная работа, проделываемая пародией» >> »

ПСИХОДЕЛИЯ

Парадоксальные противопоставления, превращения живой материи в неживую характерны для сюрреализма. Психоделия в изобразительном искусстве берет истоки в сюрреализме, но иллюзиями становятся не только сны и наркотические состояния, но и целые культуры, идеологии…

4psyho

Психоделия пришла из бурных потоков американской свободы, прилившихся на молодежь в 1960-е годы. Вернее, она началась еще раньше, когда американскому философу Уильяму Джемсу под влиянием опиума показалось, что все в мире пахнет нефтью. Сегодня, во времена, когда нефть – инструмент влияния на международной арене, нам кажется, что Джемс был не так уж и не прав. Может, психоделические эксперименты современных художников тоже несут в себе зачатки будущих представлений человечества о мире. Но в первую очередь мы видим в них свободную игру ассоциаций, танец стилей и видений >>»

РЕВОЛЮЦИЯ

В советское время уверенность в победе коммунизма была делом подневольным. Поэтому и творчество социалистических реалистов имело мало отношения к левой идее. Современные художники находят более тонкие способы сопоставить свои политические взгляды с творчеством.

5revol

Еще пару десятков лет назад каждому художнику в СССР предписывалось быть коммунистом. Казалось бы, левые убеждения отошли в прошлое. Но нет – творцы, всерьез верящие в социализм, справедливость, равенство, есть и в наше время. Искусство, пропитанное политическими взглядами (не обязательно левыми), должно быть, с одной стороны, понятным массам, и с другой – отсылать к предыдущим примерам революционного творчества >> »

СОЦИАЛЬНОСТЬ

Художники раздела ищут микро-сюжеты. Одновременно им интересен человек в его повседневных проявлениях, в тех ситуациях, которые объединяют всех.

6soci

Конкурсы и премии крупнейших новостных агентств за лучшие репортажи года всегда пользуются большим вниманием. Зритель хочет заглянуть в далекие уголки планеты, где живут его современники. Впрочем, репортажное фото быстро увядает. Жизнь предлагает все новые и новые сюжеты, поэтому лишь редкие образцы пойманных мгновений долговечны. Художнику, работающему с повседневностью, приходится это учитывать. Он понимает, что в пойманном им ракурсе должно быть не только содержание, не только информация, но и обобщение  >> »

ТЕЛО

В таком виде искусства понятие о «творческой индивидуальности» доведено до последнего предела. Художник общается со зрителем не посредством специальных материалов, а используя в качестве материала самого себя.

7telo

Тело считается в первую очередь инструментом актера или танцора, реже – музыканта. Но уже конца 1970-х оно прочно завоевало себе место в изобразительном искусстве с помощью особого вида творчества – перформанса. Художник смог показать в качестве произведения самого себя, поделиться со зрителем опытом существования в особых, театрализованных, условиях  >>»

Художники »

Оставить комментарий